понедельник, 19 марта 2012
Для великого творца, как и для малого, есть творение, что в своей жизни он может создать лишь однажды, и в творении этом живёт его сердце. Недавно в ленте пробегал текст
acantharia о деградации в Арде (ставлю
ссылку на цитату в дайри, т.к. ЖЖ глючит). Как и почему происходит так, что всё меньше чудес возможно?
Попробую объяснить, как я это вижу. _Конструктивная_ критика, а так же ссылки по теме приветствуются.
Кто родился нынче - потом умрут, истончат туманы каленый прут, а вода - гранит. (с) riweth
У меня ещё при первом прочтении Сильма сложилась в голове картинка, сделавшая бы честь скорее компьютерной игре, чем мифу с большой буквы. У каждого творца малого и великого есть некий потенциал, кредит на изменение мира, на создание нового. И часть этого кредита - собственная суть. То есть потратив свыше какого-то количества своей "творческой маны", вы начинаете тратить себя - и привязываетесь к своему творению, сперва - морально, а потом и физически. Примеров моральной привязки - море (и не тыкайте пальцем в Сильмариллы, попоробуйте сказать, что Йаванна не любила келвар и олвар, а Ульмо - воды). Физическая привязка - это уже к Мелькору и Саурону, которые после определённого момента не могли менять обличье, а Саурон в итоге и развоплотился вместе со своим кольцом.
"Творческая мана" отдаёт настолкой или компьютерной игрой (особенно, если начать выражать её численно) - но, имхо, в самой идее что-то есть. Некий невосполнимый потенциал, кредит, данный (Илуватаром???) на время существования Арды от начала и до конца времён.
А теперь - о том, легко ли менять мир.
У меня есть подозрение, что чем больше воздействий хранит на себе некий объект, тем сложнее на него воздействовать снова. Собственно, есть два способа - или, понимая предыдущие воздействия, учитывать их, или если дури много силой передавить. Сейчас поясню.
Все "природные" объекты создавались практически с нуля теми или иными валар и (если я правильно понимаю) помогавшими им майяр. И тот, кто создавал объект, точно знает, как воздействовать на него дальше нефизическим путем (слово магия употреблять не буду, скажем так, с точки зрения невидимой смертному глазу сути объекта). Потому что он знает его суть.
Но можно заниматься и тем, чем занимался Мелькор - брать и переделывать объекты, не считаясь с уже заложенной в них сутью, "поперёк" уже проложенных дорожек - и это требует гораздо большего расхода "творческой маны". Если помните (кто поможет с точной цитатой - молодец) в "Кольце Моргота" говорится, что Мелькор именно этим и занимался, и, по сути, зарыл большую часть своей силы в материю Арды. Благодаря чему стал уязвим и был побеждён и выброшен за пределы мира. Но изменённая им материя осталась, и Саурону было гораздо легче воздействовать на материю, в которой было больше искажения, ему не приходилось тратить столько силы. Потому что Саурон действовал, используя уже имеющуюся суть, понимая её, а не переделывая заново.
Воздействием "по-морготьи" можно и перекрыть доступ к объекту его создателю - помните, Ульмо были доступны все источники, кроме отравленных Морготом?
А вот пример "штатного" воздействия - Леголас в ВК говорит, что жители Эрегиона понимали камни и разговаривали с ними так, как он с деревьями. Не знаю, результат ли это изначальной склонности нолдор или им Ауле "открыл коды" - имхо, и то, и другое. Они, понимая изначально заложенные в камень механизмы, воздействовали на него, создавая новое. То есть - достраивали эти механизмы каким-то своим образом, добавляя к уже имеющейся сути что-то ещё.
А при таком подходе - когда уже имеющуюся систему доделывают, доделывают и переделывают, поневоле накапливаются ошибки и глюки. А ещё - ловушки, невидимые тем, кто не знает, как всё устроено внутри и затрудняющие дальнейшие изменения системы. Сложная система хитрозавязанных и порой противоречащих друг другу верёвочек. (Хочется сделать отсылку к теории систем, рассказать про необратимость специализации и т.п., но не стану перегружать) А воздействие "по-морготьи", даже самое малое и не доведённое до конца, делает систему непослушной и неотзывчивой вдвойне. И вот постепенно эти сложнозавязанные веревочки, эти надстройки над надстройками делают невозможным какое-то глобальное воздействие иным способом, кроме как format c способ Моргота. На который ни у кого уже нет сил, да и последствия...
Вот и блекнет мир, опадают листья и увядают цветы, и невозможно то, что было сущей мелочью в начале времён.
А потом выходит новый релиз после коллапса системы появляется Арда Исцелённая. Где всё сделано по-нормальному и нет системы веровочек, привязанных через то место, через которое у нас делают всё, кроме клизмы. Не спрашивайте меня о реалиях, я сам не понимаю, как решены в ней некоторые моменты (тех же двух жён Финвэ взять) - это к Эру вопросы, не ко мне. Мне другое интересно, "творческую ману" выдают заново? Или Арда Исцелённая статична и изменения в ней не предусмотрены как таковые?
Кто дочитал до конца, тот молодец скажите, хоть понятно написано?
Жду мнений, замечаний и предложений. А о технологии создании волшебных камушков в следующем выпуске
а пока она продолжает есть мой мозг
@темы:
творчество,
ambar-metta,
Арда Исцелённая
Потом пришел чистильщик ака Эонвэ и переустановил Виндовс...
ой, чего это я несу, а?
Я думаю глобальнее - что создали новый релиз программы, и это не выкидывание Моргота за забор (следы-то его деятельности ещё как остались), а таки полный перезапуск всего после Дагор Дагоррат
в процессе очередной переустановки прежней глючной версииПро Арду Исцелённую у меня тоже вопрос, особенно в свете многочисленных новых феанорингов в ней)