Продолжение
рассуждений о творчестве в АрдеТо ли играя в РИ, то ли создавая тексты по Арде, мы часто сталкиваемся с проблемой - а КАК, собственно?
Толкин не описывал, КАК они это делали (за одним исключением, о котором позже).
Потому народ старается, как может.
Два основных варианта - это использовать знание реальных технологий (ковка, выращивание монокристаллов, горное дело, химия...) и "магия" (песни силы, обряды и прочие
зачарованные свечи). Оба варианта имеют изъян, но в то же время оба позволяют играть в это и писать об этом. Хотя мне всегда нравился третий - использование особых ингредиентов (шум шагов кошек, борода женщин и т.п. классика...) но он самый сложный, потому что очень легко отступить от канона и наизобретать то, чего в Арде вообще не может быть.
В связи с этим мне очень нравится описание создания самоцветов из Лостов. Хочется сказать, что в Лостах концепция отличается от позднейшей. В печатном Сильме есть самоцветы, созданные Ауле, и есть искуственные, первые из которых созданы Феанаро, причём текст можно понять так, что Феанаро не делал никаких сапфиротопазорубинов, а сразу начал с камней, светящихся в звёздном свете и все его творения отличались от
природных камней, созданных Ауле. А в Лостах "в природе" (то бишь у Ауле) есть гранит, мрамор и прочие поделочные камни, а ещё есть жемчуг, дитя моря, который находят в раковинах и которым владеют телери, и из зависти к которому нолдор и начинают создавать самоцветы. И _все_ самоцветы в Лостах - производства нолдор. Кусок этой идеи остаётся в "О Галадриэль и Келеборне", где описывается создание Элессара гондолинским мастером Энердилем - а Элессар, как известно, берилл, т.е. нами воспринимается как "природный" самоцвет, но там упоминается как _созданный_.
добавлено: Короткая цитата из "Лостов" о композитных строительных материалах глава и переводчик те же, что и во второй цитатеHа вершине холма Эльфы возвели обители светящейся белизны - из мрамора и дивно сверкающего камня, добытого в Горах Валинора, из золота, серебра и ярко-белого вещества великой крепости, которое они сотворили, растворяя раковины в росе Сильпиона, а белые улицы окаймляли темные дерева, и усаженные ими плавно извивающиеся аллеи и крутые пролеты изящных лестниц вели от равнины Валинора к вершине Кора. (...)Длинная цитата из "Лостов", глава "Пришествие эльфов и возведение Кора", перевод Анариэль Ровен. О драгоценных камнях и сильмариллахТеперь дОлжно поведать о том, что Солосимпи часто путешествовали по ближним морям на своих лебединых кораблях, влекомых птицами или движимых огромными веслами, которые Солосимпи сделали схожими с перепончатыми лапами лебедя или утки; и сетью со дна морского подняли они в изобилии тонкие раковины тех волшебных вод и бесчисленное множество чистейшего жемчуга, сиявшего подобно звездам. И великолепию тех жемчужин радовались Солосимпи, а остальные Эльдар - завидовали, желая, дабы сияние жемчуга украсило град Кор.
Hо те из Hолдоли, коих более всего наставлял Аулэ, в тайне непрерывно трудились, получив от Аулэ в изобилии металлы, камни и мрамор. Еще с позволения Валар было им даровано немало сияния Кулуллина и Тэлимпэ, хранимого в сокрытых сосудах. Звездным светом поделилась с ними Варда, а Манвэ - лазурными прядями ильвэ; влагой - прозрачнейшие заводи залива Кора, и кристально-чистыми каплями - искрящиеся фонтаны дворов Валмара. Росу сбирали Hолдоли в лесах Оромэ, цветочные лепестки всех оттенков, благоухавшие всеми ароматами, - в садах Йаванны, охотясь за лучами Лаурэлин и Сильпиона среди листвы. Hо, собрав все эти дивные и сверкающие сокровища, получили они от Солосимпи множество белых и розовых раковин, чистейшую пену и, наконец, - несколько жемчужин. Взяв их за образец, измыслили Hолдоли и из всех самых прекрасных веществ Земли с помощью науки Аулэ и волшебства Валар сотворили они великими трудами первые самоцветы. Кристаллы создали они из родниковой воды, переливающейся в свете Сильпиона; янтарь, хризопразы и топазы загорелись в их руках, сотворили Hолдоли и гранаты с рубинами, окрашивая их хрустальную плоть, кою научил их делать Аулэ, соками роз и алых цветов, даровав каждому самоцвету огненное сердце. Изумруды создавали они из воды залива у подножия Кора и сверкания травы на полянах Валинора; в великом изобилии наделали они сапфиров, [?пронизав] их воздухом Манвэ; а еще были аметисты и лунные камни, бериллы и ониксы, агаты, созданные смешением мрамора разных оттенков, и многие полудрагоценные камни. Возрадовались сердца Hолдоли, и, не довольствуясь малым, сотворили они бесчисленное множество драгоценных камней, покуда не исчерпали запас чудесных веществ. И невозможно стало долее скрывать великие груды самоцветов, что сверкали при свете подобно искрящемуся цветнику. Тогда взяв имевшиеся у них жемчужины и почти все свои драгоценные камни, сотворили Hолдоли новый самоцвет - молочно-бледный, переливающийся оттенками всех прочих камней, - и сочли его весьма дивным. То были опалы. Однако ж иные из Hолдоли продолжали свои труды, и из звездного света, чистейших капель воды, росы Сильпиона и самого разреженного воздуха создали они алмазы и не мыслили, что кто-то сделает камни дивнее.
Тогда восстал Фэанор из Hолдоли и отправился к Солосимпи испросить великую жемчужину, а сверх того обрел он кувшин, наполненный ярчайшим свечением морской пены во мраке, и с тем возвратился домой. Собрав все остальные самоцветы и соединив их отблески при свете белых светильников и серебряных свечей, взял Фэанор мерцание жемчуга и нежные оттенки опалов и, [?омыв] их свечением и сияющей росой Сильпиона, уронил туда одну-единственную капельку света Лаурэлин. И, поселив тот волшебный свет в тело из столь совершенного хрусталя, какой он один умел делать и которого не повторил бы и Аулэ - столь велико было утонченное проворство перстов Фэанора, - создал он драгоценный камень, что в глубочайшем мраке испускал собственное сияние. И поместив камень в темноту, весьма долгое время просидел Фэанор, любуясь его красой. Затем сотворил он еще два камня, исчерпав свои припасы. И привел он взглянуть на свою работу остальных, что поверглись в глубочайшее изумление. И нарек он те драгоценные камни Сильмарилли, или, как ныне называем мы их на языке Hолдоли - Силубрильтин. Посему, хотя всегда полагали Солосимпи, что никаким самоцветам Hолдоли, даже величественно мерцающим алмазам, не превзойти их нежные жемчуга, все, кто зрел Сильмарили Фэанора, уверяли, что они - прекраснейшие из драгоценных камней, что когда-либо светились или [?сверкали]. Hыне от света тех самоцветных сокровищ чудесно искрится Кор, щедростью Hолдоли обогатилась прелесть народа Эльдалиэ, и утолены Боги красой их. [?Hа диво] много сапфиров дано Манвэ, чье одеяние усыпано ими, Оромэ носит пояс с изумрудами, а Йаванне любезны все самоцветы, радость же Аулэ - в алмазах и аметистах. Одному Мэлько ничего не дали, ибо не искупил он еще своих многочисленных преступлений, и алкал он их безмерно, но ничего не сказал, притворившись, что ценит самоцветы ниже металлов.
Кор - старое название для Тириона, Солосимпи - телери, Кулуллин и Тэлимпэ - Лаурелин и Телперион.
Остальное вроде интуитивно понятно Вот вам и технология. Не из википедии
и курса сопромата, и вообще не из этого мира.
Когда я читаю о технологии создания сильмариллей, не важно, авторское или фанфик, у меня двойственная реакция. С одной стороны, хочется от восхищения задержать дыхание
и законспектировать, а с другой - укрыть всё происходящее толстым ватным одеялом и сказать тссс... не надо ноу-хау распространять. Помните, как в печатном Сильме сказано? "до тех пор, покуда не вернется Феанор, что погиб до создания Солнца и томится теперь в Чертогах Ожидания, а не живет среди своих родичей; покуда не померкнет Солнце и Луна не сойдет с небосвода, — никто не узнает, из чего они сотворены" (пер. Н. Эстель).
Имхо, именно потому в позднейших версиях ничего этого не описано.
Как не описано, КАК создавались, к примеру, гондолинские клинки или кольца власти.
Насчёт колец есть у меня старый глюк, что нолдор создавали сами камни - если помните, все кольца власти, кроме Одного, с камнем. А уж Аннатар научил их, как создать оправу с магическими свойствами - до того оправа самоцветов не играла такой роли. Ну и заложил в неё
свои вирусы виртуальные "крючочки", за которые и цепляло их Единое кольцо.
Но толкинистов же не остановишь, потому и играют они в это, каждый по-своему, и описывают.
ВотВот
Фото erdrau - создание колец с игры "Вторая эпоха" (там в Эрегион пожиневых ювелиров отбирали и конкурс устраивали).
Вот - фанфик о создании Сильмариллей с частичным описанием технологии.
Где-то по сети ещё бродят примеры, видимо - это то, что было под рукой. Кстати, если у вас ещё примеры есть - делитесь
Написать об этом самому - и хочется, и колется. По вышеописанным причинам ватного одеяла. Хотя кое-какие мысли в голове бродят, вот,
f-lempi в курсе. Возможно, и напишу таки. Когда-нибудь.
Кстати, ещё момент - возвращаясь к деградации Арды и единственности каждого творения... В "Лостах" чётко сказано, что сильмариллей три, потому что у Феанаро ингредиенты кончились (что мешало ему попросить новые - за кадром). Неповторимость творения по другим причинам - видимо, более поздняя идея Толкина. Мммм... как бы вы эти самые причины сформулировали, дорогие читатели?
апдейт - и ещё мысль не даёт покоя. Одинаковы ли все три сильмарилла, или все три разные и разница сразу задумывалась / была видна?